Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Шушенский"

Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Шушенский"

КГБУ СО "КЦСОН "Шушенский" 662712, Красноярский край, пгт Шушенское, ул.Первомайская, 48

Роль логопеда в работе с детьми раннего возраста

Логопед – один из специалистов, входящих в команду абилитации детей с ограниченными возможностями. Абилитация – развитие у ребенка функций, изначально у него отсутствующих или нарушенных.
   В традиционной логопедии считается, что логопед может заниматься с ребенком после 3 лет. Возраст детей, попадающих на прием к логопеду в абилитации, варьируется от 1-2 мес. до 4-5 лет. Задача логопеда, работающего с маленькими детьми, выяснить проблему еще до того, как ребенок начал говорить, оказать помощь родителям и детям на этапе становления речевой системы, уметь помочь ребенку овладеть не только речевой функцией, но и коммуникативными навыками.
   Логопед работает с разными категориями детей. От этого зависит выбор стратегии помощи, форм, средств работы, эффективности. Так как работа в абилитации на принципе междисциплинарности, то многие формы работы логопед проводит совместно с другими специалистами. Наряду с такими формами работы сохраняется и традиционная – индивидуальная консультация родителей и индивидуальное занятие с ребенком.
   Работа логопеда с разными категориями детей:
1. Дети группы риска: задержка и тяжелые нарушения речи.
Чаще всего это дети от 1,5 до 2 лет. Самый распространенный вопрос, почему ребенок не говорит, произносит только слоги или звуки. Таким детям ставится диагноз ЗРР, темповая задержка речи. Работа СРП направлена на оказание поддержки семьям, имеющим детей в возрасте до 3 лет. При первых встречах важно установить контакт и доверительные отношения. Специалист оценивает не только речевые навыки ребенка, но и речевую мотивацию, уровень взаимодействия родителей и ребенка, наличие коммуникативной среды.
   Иногда родители жалуются на низкое развитие речи ребенка. Задача логопеда – поддержать родителей, разобраться в причинах «молчаливости» ребенка и дать советы по стимуляции речевой деятельности, активизации пассивного словаря, по взаимодействию с ребенком, играм, которые могут помочь развить речевые навыки.
   Вместе с родителями логопед разбирает специальные игры или упражнения, способствующие развитию всех сторон речевой системы: звукоподражания, артикуляционной моторики, звуковосприятия, ритмики, а главное – желание говорить.
   Основной принцип работы – семейно-центрированный подход, поэтому все игры и занятия проводятся вместе с родителями. Важно вовлечь родителей в процесс общения с малышом.
   Работая с маленькими детьми, логопед не ставит речевой диагноз, он лишь может предположить возможные причины речевых проблем.
Возможные причины темповой задержки или отсутствия речи:
— натальные и постнатальные факторы риска;
— наследственность;
— стрессы, которые могут повлиять на речевую активность;
— гиперопека или недостаток внимания;
— проявление тяжелого нарушения речи (алалия);
— трудности контакта;
— проблемы питания.
Дети, имеющие подобные речевые проблемы, попадают в программу наблюдения – 1 раз в месяц или в программу вмешательства – 1 раз в неделю. Многие получают помощь психолога одновременно с консультациями логопеда.
Некоторые дети не начинают говорить до 3-летнего возраста. Однако тенденция к позитивным изменениям наблюдается у всех детей.
Необходимо помнить, что нарушения речи могут сопровождать такие состояния ребенка, как аутизм, когнитивные нарушения (снижение памяти, трудности обучения, снижение способности концентрироваться на выполнении какой-либо задачи на длительное время), нарушения слуха, двигательные проблемы.
2. Дети, имеющие анатомические дефекты лица и речевого аппарата.
На приеме команда специалистов оказывает поддержку семье.
3. Дети с синдромом Дауна.
Развитие активной речи у детей с синдромом Дауна очень сильно затруднено. Речевые расстройства речи у таких детей специфические – это связано с соответствующим строением речевого аппарата (готическое нёбо, большой язык), снижением мышечного тонуса. Часто отмечается снижение слухового восприятия. Лучше усваиваются зрительные образы. Для детей с синдромом Дауна используются так называемые дополнительные способы коммуникации, в частности жестовая речь. Важное условие работы – понимание того, что это, прежде всего дети и только потом это дети с синдромом Дауна.
4. Дети из группы психического здоровья.
Детский аутизм в России диагностируется только после 3 лет. Однако трудности коммуникации возникают практически с самого рождения. Для детей с аутизмом присуща триада проблем: нарушение речи (или отсутствие её), избирательность в общении, игре и наличие стереотипного поведения. Для логопеда основной задачей является развитие мотивации общения, установление контакта с ребенком.
5. Работа с детьми, имеющими тяжелые двигательные или множественные нарушения. Сопутствующими функциональными нарушениями являются ограничения в умственном развитии, трудности в речи и общении, судороги.

   Через программу ранней помощи проходят дети с самыми разными проблемами:
— с проблемами питания;
— недоношенные дети;
— с проблемами зрения;
— семьи с детьми, имеющие вопросы по развитию речи.
   Очень важным моментом в жизни ребенка является отношение к нему как к обычному ребенку, только с большими потребностями.
   Логопед, как и другой профессионал, не должен бояться ошибиться, признать себя некомпетентным в чем-то, должен быть гибким, видеть самого ребенка, а не его диагноз и помнить, что для работы с детьми с особыми потребностями важнее личность человека, кто рядом с ним, а не готовая программа коррекции.

Логопед Кошкарова Н.А.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *