Роль логопеда в работе с детьми раннего возраста

Логопед – один из специалистов, входящих в команду абилитации детей с ограниченными возможностями. Абилитация – развитие у ребенка функций, изначально у него отсутствующих или нарушенных.
   В традиционной логопедии считается, что логопед может заниматься с ребенком после 3 лет. Возраст детей, попадающих на прием к логопеду в абилитации, варьируется от 1-2 мес. до 4-5 лет. Задача логопеда, работающего с маленькими детьми, выяснить проблему еще до того, как ребенок начал говорить, оказать помощь родителям и детям на этапе становления речевой системы, уметь помочь ребенку овладеть не только речевой функцией, но и коммуникативными навыками.
   Логопед работает с разными категориями детей. От этого зависит выбор стратегии помощи, форм, средств работы, эффективности. Так как работа в абилитации на принципе междисциплинарности, то многие формы работы логопед проводит совместно с другими специалистами. Наряду с такими формами работы сохраняется и традиционная – индивидуальная консультация родителей и индивидуальное занятие с ребенком.
   Работа логопеда с разными категориями детей:
1. Дети группы риска: задержка и тяжелые нарушения речи.
Чаще всего это дети от 1,5 до 2 лет. Самый распространенный вопрос, почему ребенок не говорит, произносит только слоги или звуки. Таким детям ставится диагноз ЗРР, темповая задержка речи. Работа СРП направлена на оказание поддержки семьям, имеющим детей в возрасте до 3 лет. При первых встречах важно установить контакт и доверительные отношения. Специалист оценивает не только речевые навыки ребенка, но и речевую мотивацию, уровень взаимодействия родителей и ребенка, наличие коммуникативной среды.
   Иногда родители жалуются на низкое развитие речи ребенка. Задача логопеда – поддержать родителей, разобраться в причинах «молчаливости» ребенка и дать советы по стимуляции речевой деятельности, активизации пассивного словаря, по взаимодействию с ребенком, играм, которые могут помочь развить речевые навыки.
   Вместе с родителями логопед разбирает специальные игры или упражнения, способствующие развитию всех сторон речевой системы: звукоподражания, артикуляционной моторики, звуковосприятия, ритмики, а главное – желание говорить.
   Основной принцип работы – семейно-центрированный подход, поэтому все игры и занятия проводятся вместе с родителями. Важно вовлечь родителей в процесс общения с малышом.
   Работая с маленькими детьми, логопед не ставит речевой диагноз, он лишь может предположить возможные причины речевых проблем.
Возможные причины темповой задержки или отсутствия речи:
— натальные и постнатальные факторы риска;
— наследственность;
— стрессы, которые могут повлиять на речевую активность;
— гиперопека или недостаток внимания;
— проявление тяжелого нарушения речи (алалия);
— трудности контакта;
— проблемы питания.
Дети, имеющие подобные речевые проблемы, попадают в программу наблюдения – 1 раз в месяц или в программу вмешательства – 1 раз в неделю. Многие получают помощь психолога одновременно с консультациями логопеда.
Некоторые дети не начинают говорить до 3-летнего возраста. Однако тенденция к позитивным изменениям наблюдается у всех детей.
Необходимо помнить, что нарушения речи могут сопровождать такие состояния ребенка, как аутизм, когнитивные нарушения (снижение памяти, трудности обучения, снижение способности концентрироваться на выполнении какой-либо задачи на длительное время), нарушения слуха, двигательные проблемы.
2. Дети, имеющие анатомические дефекты лица и речевого аппарата.
На приеме команда специалистов оказывает поддержку семье.
3. Дети с синдромом Дауна.
Развитие активной речи у детей с синдромом Дауна очень сильно затруднено. Речевые расстройства речи у таких детей специфические – это связано с соответствующим строением речевого аппарата (готическое нёбо, большой язык), снижением мышечного тонуса. Часто отмечается снижение слухового восприятия. Лучше усваиваются зрительные образы. Для детей с синдромом Дауна используются так называемые дополнительные способы коммуникации, в частности жестовая речь. Важное условие работы – понимание того, что это, прежде всего дети и только потом это дети с синдромом Дауна.
4. Дети из группы психического здоровья.
Детский аутизм в России диагностируется только после 3 лет. Однако трудности коммуникации возникают практически с самого рождения. Для детей с аутизмом присуща триада проблем: нарушение речи (или отсутствие её), избирательность в общении, игре и наличие стереотипного поведения. Для логопеда основной задачей является развитие мотивации общения, установление контакта с ребенком.
5. Работа с детьми, имеющими тяжелые двигательные или множественные нарушения. Сопутствующими функциональными нарушениями являются ограничения в умственном развитии, трудности в речи и общении, судороги.

   Через программу ранней помощи проходят дети с самыми разными проблемами:
— с проблемами питания;
— недоношенные дети;
— с проблемами зрения;
— семьи с детьми, имеющие вопросы по развитию речи.
   Очень важным моментом в жизни ребенка является отношение к нему как к обычному ребенку, только с большими потребностями.
   Логопед, как и другой профессионал, не должен бояться ошибиться, признать себя некомпетентным в чем-то, должен быть гибким, видеть самого ребенка, а не его диагноз и помнить, что для работы с детьми с особыми потребностями важнее личность человека, кто рядом с ним, а не готовая программа коррекции.

Логопед Кошкарова Н.А.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *