Роль семьи в воспитании и становлении личности ребенка

     Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
     Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания:
     1) Семья — это основа чувства защищенности. Это чувство необходимо ребенку при исследовании окружающего мира. Родные и близкие являются утешителями в минуты горя или болезни.
     2) Семья — как модель поведения и межличностных отношений. Это бывает как неосознанно в младшем возрасте, так и осознанно в старшем. Пример родительского поведения очень важен как модель реагирования в стрессовой ситуации.
     3) Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
     Общие задачи родителей в воспитании детей:
   Первая задача – найти общее решение, убедить друг друга. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
   Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
    Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

     Доктор психологических наук М.И. Лисина проследила развитие самосознания ребенка в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
     От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи, подавать положительный пример ребенку;
  •  Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
       Важен постоянный психологический контакт с ребенком. Контакт не может возникнуть сам с собой , его нужно строить даже с младенцем. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется ввиду диалог, который должен строиться на равенстве позиций ребенка и взрослого которые уважают друг друга.
      Существуют «золотые» правила воспитания, которые, надеюсь, помогут вам воспитать психологически здоровую личность:
    1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
    2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
    3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
    4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
    5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
    6. К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *