Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Шушенский"

Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Шушенский"

КГБУ СО "КЦСОН "Шушенский" 662712, Красноярский край, пгт Шушенское, ул.Первомайская, 48

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.Пальцы помогают говорить.Взаимосвязь между речью и развитием мелкой моторики.

Если  посмотреть на  снимок  головного  мозга, то становится  ясно, что речевая  область  расположена  рядом с двигательной  областью.

Проведенные  исследования  и наблюдения  показали, что степень развития  движения  пальцев  совпадает со степенью  движения  речи у  детей. Движения  пальцев рук в ходе развития  человеческого  общества  оказались  тесно связанными  с  речевой  функцией.

Первой формой общения были жесты, потом они стали сочетаться  с возгласами.

Прошли тысячелетия , пока развивалась речь, но она еще долгое  время была связана с жестикуляторной речью. Движения  пальцев  рук  постепенно  совершенствовались.

Развитие  функций руки и речи у людей шло параллельно.       

Примерно таков  же ход  развития  речи ребенка. Сначала  развиваются  движения пальцев  рук. Когда же они достигают  достаточной точности, начинается  развитие речи. 

Известный психолог Л.С. Выготский  когда-то сказал о том, что только  там, где есть движение  руки, тела ребенка, начинается  движение души  и ума.

Сотрудники института  физиологии детей и подростков РАН  так же  установили, что уровень развития  речи детей  находится  в прямой  зависимости от степени сформированности  тонких  движений  пальцев  рук.

В последнее  время  наблюдается рост числа  детей, имеющих  нарушения  общей , мелкой  моторики и  речевого  развития.

Если развитие движений  пальцев  соответствует  возрасту, то и речевое  развитие  находится  в пределах  нормы.

Если специально тренировать  мелкие  движения  кисти, развитие речи  можно ускорить. Начать  работу по развитию  мелкой  моторики  целесообразно с развития  координированных  движений  с  крупными  предметами, только  затем  переходить к  мелким  предметам. Сначала  ребенка следует научить захватывать предметы, удерживать и отпускать их. Затем – перекладывать их с одного места на другое, раскладывать  по размеру, цвету.

Для развития более тонких  движений  можно предложить  детям  раскладывать  мелкие  предметы (пуговицы, зерна, камешки, бусинки) по  коробочкам, мешочкам; нанизывать бусы, колечки, пуговицы на  ниточку; работу с бумагой, пластилином; различные  шнуровки, завязывание  бантов, игры с мозаикой, матрешками.   

Систематические  занятия, требующие  тонких  движений  пальцев, повышают  работоспособность головного мозга, способствуют  развитию  внимания, мышления, памяти, оказывают  благоприятное  влияние  на  речь  ребенка.

Игры и упражнения  для развития ручной моторики в домашних условиях:    

Множество игр для развития мелкой моторики рук можно проводить, используя  самые разнообразные  предметы. Полезно  заниматься  с пластичными и сыпучими  материалами.

В каждом доме, где растут дети, есть  резиновые  игрушки – нажимать  на них и во время купания.

Вдавливать  мелкие детали  в пластилин.

Мять и рвать бумагу.

Сортировать мелкие предметы (по цвету, по форме, по размеру). 

Использовать разнообразные конструкторы, плазы, мозаику.

Наматывать клубки из пряжи, шнура. Отстегивать и пристегивать прищепки, запускать волчки, раскручивать и закручивать  крышки баночек, показывать  театр  на пальчиках .

Все зависит от фантазии и выдумки родителей!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *