В Службе ранней помощи КГБУ СО «КЦСОН «Шушенский» детей начинают знакомить с художественной литературой. Особенно много радости доставляют ребятам сказки. Сказка – что еще нужно малышу! Она несет информацию о культурных и моральных ценностях, о том, что хорошо и что плохо. Сказка играет важную роль в речевом развитии ребенка. Если малышу систематически рассказывают сказки, у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания, он способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться.
Одним их эффективных приемов развития речи детей является театрализация сказок. Инсценирование с помощью игрушек настольного театра, пальчикового театра способствует лучшему пониманию сказок, стихотворений, потешек. Произведения становятся близки, понятны и доступны малышам. Они видят, как герои оживают, двигаются, говорят – и от этого становятся для детей еще привлекательнее и интереснее.
Перед инсценировкой детям дается возможность рассмотреть фигурки, примерить их на пальчики, а затем пробовать участвовать в мини-спектаклях. Дети в младшем возрасте, в силу своих особенностей, еще не в состоянии произносить текст роли полностью, поэтому они проговаривают отдельные слова и фразы, изображают действия персонажей, имитируют движения животных. Например, во время инсценировки сказки «Теремок» малыши квакают, как лягушка, прыгают, как зайчик, ходят вперевалочку, как медведь и т. д. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной голосовой имитации различных звуков.
Пальчиковый театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, тренирует память и художественно-образное восприятие, способствует творческому развитию ребенка.