Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Шушенский"

Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Шушенский"

КГБУ СО "КЦСОН "Шушенский" 662712, Красноярский край, пгт Шушенское, ул.Первомайская, 48

Основные способы мошенничеств

Звонок под видом сотрудника банка, либо правоохранительных органов.

Сообщают о попытке перевода/снятия денег с карты; подачи заявки на кредит; смене номера телефона; участии в специальной операции по поимке мошенников; необходимости перевода денег на «безопасные/резервные» счета, требуют действовать незамедлительно, при этом могут использовать технологию подмены номера (вы можете видеть реальный номер телефона госструктур и банков), требуют соблюдать конфиденциальность разговора.

Звонок с предложением дополнительного заработка путем инвестирования на бирже по торговле акциями, криптовалютой и др.  

Представляются сотрудниками «очень популярной» и «крутой» иностранной биржи, обещают сверхприбыль за короткий промежуток времени. Для коммуникации могут использовать Skype, WhatsApp  и др. Предлагают зарегистрировать Вас на сайте, создать личный кабинет, где будут видны яркие цифры «Вашего дохода», фактически который вы никогда не получите.

Близкий человек (друг, родственник) попал в беду: ДТП, задержан полицией, попал в больницу и др.  

Представляются близким человеком и сообщают, что нужна крупная сумма денег; звонящий представляется правоохранительных органов и требуют денежные средства для решения вопроса.

Вам позвонили и сообщили, что положена компенсация за приобретенные ранее лекарства/услуги, либо начислении бонусов, выигрыше.

Звонивший представляется сотрудником любых коммерческих или государственных организаций, просит назвать номера банковских карт для якобы зачисления денежных средств, либо требует осуществить оплату налога, комиссии за перевод, за услуги юриста, курьера и т.д.

Вы хотите купить или продать что-либо на торговых Интернет площадках (Авито, Юла, ДРОМ, авто.ру и др),  либо на сайтах Интернет-магазинов.

Покупатель/продавец предлагает совершить сделку дистанционно, просит/предлагает внести предоплату, при этом общение осуществляется в стороннем мессенджере. Отправляет интернет-ссылку для оплаты товара, либо получения оплаты за продаваемый товар, где требуется ввести реквизиты банковской карты. Цена товара на сайте значительно ниже рыночной, в доменном имени (адресная строка) популярных магазинов имеются дополнительные символы.

Будьте бдительны!

При поступлении подозрительных звонков, не паникуйте, действуйте спокойно, рационально и логично. При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков мошенничества, не переводите и не передавайте никому деньги, не сообщайте информацию о банковских картах и пароли из смс, НЕМЕДЛЕННО прекратите разговор. При необходимости обратитесь в банк, свяжитесь с родственниками, обратитесь за помощью в полицию.

При желании зарабатывать на торговле ценными бумагами или валютой используйте официально зарегистрированные компании, имеющие лицензию Центрального банка России (можно проверить на сайте ЦБ РФ).

При покупке/продажи товаров не переходите для общения в сторонние мессенджеры, это требуется злоумышленнику для направления Вам мошеннической ссылки, поскольку официальные площадки блокируют распространение таких ссылок.

Покупайте товары на проверенных сайтах, используйте мобильные приложения Интернет-магазинов, чтобы избежать оплаты на фишинговом (поддельном) сайте.

Мошенничество в сети

В интернете можно столкнуться с мошенниками, цель которых — обманным путем получить от вас деньги или завладеть личными данными. Узнав ваши фамилию, имя, отчество, номер телефона, пароли от учетных записей, паспортные данные, реквизиты банковских карт и другие сведения, преступники могут использовать их для доступа к переписке, для рассылки сообщений от вашего имени и для кражи денег.

В то же время личная информация пользователей нужна для работы многих компаний и сервисов. Например, при оформлении заказа в интернете вы обычно указываете свои фамилию, имя, отчество, адрес и номер телефона, а при подписке на рассылку — электронную почту.

Стоит ли передавать свои данные конкретному сервису или компании — решать вам. Чтобы не стать жертвой злоумышленников, узнайте о способах мошенничества и защиты от него.

Виды мошенничества

  • Поддельные (фишинговые) письма
  • Фишинговые сайты
  • Мошенничество в социальных сетях
  • Мошенничество на маркетплейсах
  • Обман (скам)

Поддельные (фишинговые) письма

Мошенники присылают письма от имени банков, сервисов или других организаций и запрашивают ваши конфиденциальные данные, например для подтверждения учетной записи или активации почтового ящика.

Цель таких писем — заставить вас ввести пароль или данные карты в поля поддельной формы. В результате ваша личная информация окажется у мошенников.

Фишинговые сайты

Фишинговые сайты — это поддельные сайты, которые маскируются под настоящие. Пытаясь зайти на популярный сайт, пользователь попадает на сайт-подделку, который очень похож на оригинал. Все данные, введенные на таком сайте (пароли, номера банковских карт, паспортные данные и т. д.), окажутся у злоумышленников.

Типичные признаки фишингового сайта

  • неверный адрес;
  • отсутствие SSL-сертификата сайта или ошибки при его проверке (нет значка безопасного соединения в адресной строке);
  • неработающие или неверные ссылки на странице;
  • устаревший дизайн страницы;
  • отсутствие пользовательских соглашений, странный список контактов;
  • грамматические, орфографические и дизайнерские ошибки на странице.

Как попадают на фишинговые сайты

  • По ссылке из электронного письма или сообщения в соцсети.

    Адрес поддельного сайта обычно похож на оригинальный, но не повторяет его в точности. Например, в ссылке может быть указано yanclex.ru вместо yandex.ru — расчет на невнимательность пользователя.

    Однако бывает, что в тексте ссылки адрес сайта написан верно, но на самом деле она ведет на другой ресурс.

  • Через подмену сайта.

    Если устройство заражено вирусом, перенаправление на поддельный сайт может быть скрытым. В этом случае при вводе настоящего адреса вы попадете на поддельный сайт.

    Браузер может обнаружить подделку при проверке сертификата сайта. В поисковой строке не будет значка безопасного соединения , или вы увидите сообщение браузера о подозрительной странице.

Мошенничество в социальных сетях

Мошенники в социальных сетях рассылают сообщения с предложениями приобрести товар с большой скидкой или получить выигрыш за предоплату, а также с просьбами о помощи. Цель таких сообщений — убедить вас отправить деньги.

Внимание. Существуют различные способы хищения информации, поэтому будьте внимательны, когда сообщаете сведения о себе.

Мошенничество на маркетплейсах

Злоумышленники могут выступать в роли продавцов или покупателей на торговых площадках и сайтах объявлений. Их цель — перенаправить вас на фишинговый сайт или заставить заплатить по ложным реквизитам.

Обман (скам)

Некоторые сайты приглашают пользователей пройти опрос или заполнить анкету за вознаграждение. Чтобы получить заработанную сумму, предлагают оплатить комиссию или регистрационный сбор. На самом деле эти деньги достаются мошенникам, пользователи ничего не получают. Как правило, на таких сайтах предлагают неоправданно большую оплату за простые задания.

Встречаются предложения установить программу, которая «сама зарабатывает деньги» или майнит криптовалюту, а также поучаствовать в лотерее или получить финансовую помощь.

Примечание. Иногда такие сайты публикуют отказ от ответственности, например: «Мы не гарантируем заработок. Указанные суммы — предполагаемый доход». Внимательно читайте все пояснения, если они есть.

Рекомендации по защите от мошенничества

  • Не оставляйте незаблокированными смартфоны и компьютеры, не выбрасывайте бумаги и носители данных (жесткие и съемные диски, SIM-карты, SD-карты), на которых хранятся пароли.

  • Если устройством пользуется несколько человек, разделяйте доступ к данным.

  • Используйте менеджеры паролей.

  • Не храните в электронной почте и не выкладывайте в открытый доступ копии документов, удостоверяющих личность: если мошенники взломают вашу почту, они смогут воспользоваться личными данными.

  • Перед работой на чужом компьютере перейдите в приватный режим. Если такой возможности нет, очистите кеш и cookie после завершения работы. Либо создайте отдельный профиль в браузере и после завершения работы удалите его.

  • Регулярно проверяйте антивирусом съемные диски, SD-карты и прочие носители информации, которые вы подключаете к чужим компьютерам.

  • Не вводите личную информацию в подозрительные поля, особенно в электронных письмах.

  • Не открывайте вложения и не переходите по ссылкам из электронной почты или мессенджеров (Telegram, WhatsApp и т. п.) от сомнительных адресатов. Если адресат кажется вам подозрительным, внесите его в черный список.

  • Позвоните по официальному номеру банка или другой организации, от имени которой было отправлено подозрительное письмо, и проверьте информацию.

  • Перед онлайн-покупками проверяйте отзывы и рейтинг магазинов, аккаунты продавцов и условия оплаты.

  • Пользуйтесь только официальными сайтами торговых площадок, общайтесь с продавцами или покупателями во внутренних чатах, не переходите по ссылкам на другие сайты и мессенджеры.

  • Оплачивайте покупки только через известные платежные сервисы и системы (например, VISA, WebMoney, QIWI, ЮMoney, Apple Pay, Google Pay, PayPal, Yandex Pay — такие платежи надежно защищены.

  • Если вы ищете работу или подработку, не доверяйте сайтам, где предлагают сначала оплатить некие взносы. Реальные работодатели обычно не требуют никаких взносов.

  • Выбирайте сайты с протоколом HTTPS, а не HTTP. Вероятность взлома сайтов HTTP гораздо выше.

  • Перед вводом логина и пароля на сайте убедитесь, что в адресной строке браузера указан верный адрес. Фишинговые веб-страницы могут иметь адрес, очень похожий на настоящий (например, yanclex.ru вместо yandex.ru).

  • Закройте страницу, если в браузере появится сообщение о переходе на подозрительный сайт.

  • Подключите двухфакторную аутентификацию для всех своих аккаунтов.

Если вы стали жертвой мошенников

  • Если с вашего счета незаконно списали денежные средства, заблокируйте карту по телефону и обратитесь в полицию.

  • Если вы перешли по фишинговой ссылке, проведите полную проверку устройства на вирусы. Если у вас нет антивирусной программы, воспользуйтесь одним из бесплатных антивирусов.

  • Если вы ввели пароль на поддельной странице, проведите полную проверку устройства на вирусы, а затем смените пароль, контрольный вопрос и ответ на него. Если вы ввели пароль и потеряли доступ к аккаунту, воспользуйтесь инструкцией по восстановлению доступа.

Прокуратура Красноярского края разъясняет:
НЕ ДАЙТЕ СЕБЯ ОБМАНУТЬ, НЕ ПОПАДАЙТЕСЬ НА УЛОВКИ МОШЕННИКОВ.

Будьте бдительны при совершении действий с банковскими картами и соблюдайте элементарные правила безопасности, чтобы не стать жертвой мошеннических действий:

НИКОГДА И НИКОМУ не сообщайте трёхзначный код на обратной стороне Вашей банковской карты, это ключ к Вашим деньгам. Если человек просит Вас сообщить код – ЭТО МОШЕННИК.

Если Вам поступил звонок от «сотрудника банка», который сообщил Вам о блокировке Вашей банковской карты или подозрительных операциях с Вашими деньгами, прекратите разговор и позвоните на горячую линию Вашего банка, Вам только что позвонил МОШЕННИК.

НИКОГДА не сообщайте смс-коды от банка другим людям. Смс-код от банка – ключ к Вашим деньгам, человек, который его спрашивает – ЭТО МОШЕННИК.

Если по Вашему объявлению о продаже товара в Интернете Вам позвонил покупатель и попросил сообщить реквизиты банковской карты и смс-код, чтобы перевести деньги, прекратите разговор и ни в коем случае не сообщайте код – ЭТО МОШЕННИК.

Если по телефону Вас просят набрать комбинацию цифр в банкомате, прекратите разговор. НИКОГДА не выполняйте действия с банкоматом «под диктовку» другого человека — ЭТО МОШЕННИК.

Если Вам поступило смс-сообщение с информацией о блокировке Вашей банковской карты и номером телефона, по которому нужно перезвонить, обратитесь на горячую линию Вашего банка, не перезванивайте, — ЭТО МОШЕННИК.

Если Ваш друг или родственник пишет Вам в социальной сети с просьбой срочно перевести в долг деньги или сообщить данные Вашей карты, чтобы перечислить их Вам, свяжитесь с ним любым другим способом и проверьте, скорее всего, Вам пишет МОШЕННИК.

Если Вам позвонили от имени близкого человека или представителя власти, сообщили о несчастном случае и требуют деньги, прекратите разговор и позвоните близкому. Человек, который выманивает Ваши деньги – ЭТО МОШЕННИК.

НИКОГДА не перечисляйте денежные средства в качестве предоплаты за товар (услугу) непроверенным лицам, чаще всего предоплату за несуществующий на самом деле товар просит внести МОШЕННИК.

Всегда проверяйте Интернет-магазин, на котором планируете произвести покупку. Если цена за товар или услугу значительно ниже средней, этот сайт может быть создан МОШЕННИКОМ.

Если Вам предлагают получить компенсацию за приобретенный товар, препарат (биологически активную добавку и др.) от представителя власти и при этом просят перевести деньги, прекратите разговор  – ЭТО МОШЕННИК.

Не доверяйте Вашу банковскую карту третьим лицам, не оставляйте её без присмотра, не записывайте ПИН-код в легкодоступных местах, в паспорте, на самой карточке – так ими легко может воспользоваться МОШЕННИК.

В случае потери или хищения Вашей банковской карты немедленно обратитесь в банк.