Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Шушенский"

Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Шушенский"

КГБУ СО "КЦСОН "Шушенский" 662712, Красноярский край, пгт Шушенское, ул.Первомайская, 48

Роль семьи в воспитании и становлении личности ребенка

     Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
     Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания:
     1) Семья — это основа чувства защищенности. Это чувство необходимо ребенку при исследовании окружающего мира. Родные и близкие являются утешителями в минуты горя или болезни.
     2) Семья — как модель поведения и межличностных отношений. Это бывает как неосознанно в младшем возрасте, так и осознанно в старшем. Пример родительского поведения очень важен как модель реагирования в стрессовой ситуации.
     3) Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
     Общие задачи родителей в воспитании детей:
   Первая задача – найти общее решение, убедить друг друга. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
   Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
    Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

     Доктор психологических наук М.И. Лисина проследила развитие самосознания ребенка в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
     От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи, подавать положительный пример ребенку;
  •  Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
       Важен постоянный психологический контакт с ребенком. Контакт не может возникнуть сам с собой , его нужно строить даже с младенцем. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется ввиду диалог, который должен строиться на равенстве позиций ребенка и взрослого которые уважают друг друга.
      Существуют «золотые» правила воспитания, которые, надеюсь, помогут вам воспитать психологически здоровую личность:
    1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
    2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
    3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
    4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
    5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
    6. К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *