Очень часто, когда начинаешь работать с родителями, возникает вопрос: «Как правильно организовать процесс совместного рисования с ребёнком аутичного поведения?»
Часто процесс рисования превращается в процесс обучения рисованию – (надо нарисовать туловище, надо нарисовать ноги, солнышко, а это должно быть вот такого цвета и так далее). Это неплохо на определённом этапе, но для нас вначале это вообще не важно.
При совместном рисовании важно то, чтобы оно было действительно совместным и свободным творчеством, а не обучением как надо». Поэтому лучше всего начинаем рисовать какую – то красоту без задания. Начальный уровень – «каляки – маляки» — это тоже прекрасная красота.
Мы рисуем, мы смотрим и восторгаемся. Обмениваемся общими впечатлениями о том, что получилось. И вот это чувство компетенции, регуляция, радость — это радость, это красиво, это нравится маме. При этом у взрослого нет постоянных ожиданий результата от ребёнка, а у ребенка нет постоянного чувства, несоответстветствия ожиданиям, он свободен, уверен, у него есть чувство радости.
Чувство уверенности намного важнее, чем способности рисовать. Если ребёнок на более продвинутом уровне, мы можем рисовать одну какую – то картину по очереди. Не каждый в своём углу, а именно такая взаимозависимая деятельность, когда у нас один карандаш и одни краски, и мы по очереди добавляем рисунок.
Очень здорово, если ребёнок уже способен к параллельной работе. Параллельно, когда вы демонстрируете достаточно медленно, ребёнок смотрит и тоже учиться рисовать. При этом важно помнить, что медленно, наглядно. Стараемся практически не использовать речь и инструкции, потому что в этот момент ребёнок сам учится, а не по подсказкам. Сначала показать, а потом что – то и сказать. Через такой тип взаимодействия постоянно мотивировать ребенка обращать на него внимание. Ну а в конце занятия не забудьте восхититься творчеством ребёнка и своим творчеством тоже!