Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Шушенский"

Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Шушенский"

КГБУ СО "КЦСОН "Шушенский" 662712, Красноярский край, пгт Шушенское, ул.Первомайская, 48

Всемирный день театра 2022

Опыт использования театрализованной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями

Многолетний опыт работы специалистов КГБУ СО «КЦСОН «Шушенский» по работе с детьми с ограниченными возможностями показывает, что одним из наиболее эффективных методов реабилитации детей и подростков является социокультурная реабилитация, в частности кукольные спектакли и театрализованные представления, с их помощью решаются важные задачи:

• установление доверительных отношений между ребенком и психологом;

• диагностика психологического состояния ребенка, травмирующих его переживаний и выявление внутренних конфликтов;

• устранение признаков избыточного эмоционального напряжения и тревожности (стабилизация эмоционального состояния).

С детьми и подростками работа проводится на снижение уровня агрессии и конфликтности, устранение страхов, создание положительных коммуникативных установок, понижение уровня гиперактивности, формирование адекватной самооценки, развитие памяти и интеллекта, раскрытие эмоциональных ресурсов, необходимых в новой жизненной ситуации.

В подготовке к праздникам главное — это ненавязчивая помощь детям и подросткам в личностном самоут­ерждении, приобретении новых навыков общения друг с другом, понимании языка чувств, постижение себя и других, овладение разнообразными средствами для выражения своего «Я». Основное преимущество этого метода в том, что он позволяет использовать наибо­лее полно все каналы коммуникации, вербальные и невербальные — язык жеста, тела, визуального образа, движения и звука. Это особенно важно при работе с детьми, которые не имеют положительного опыта выражения своих переживаний и общения.

Для участия в кукольных спектаклях и театрализован­ных представлениях мы прежде всего привлекаем тех детей и подростков, чья творческая энергия не находит адекватной реализации, тех, кому трудно найти понимание со стороны родителей, сверстников, учителей, для кого поиск общего языка с окружающим миром является серьезной проблемой. Как правило, это дети из «дисфункциональных» семей, которые в силу различных социальных, экономических и психологических причин не имеют необходимых условий для личностного роста. Такие дети в большинстве своем имеют целый комплекс психоэмоциональных проблем, связанных с трудностями в общении, нарушением поведения, агрессией, возрастной задержкой эмоционального развития.

Театрализованные представления, кукольные спектакли и литературно – художественные композиции являются конечным поощрительным продуктом совместной творческой деятельности, а основными формами работы с детьми и подростками являются увлекательные подготовительные мероприятия по созданию и постановке этих мероприятий. Учитывая различный уровень подготовки детей и ограниченные временные рамки для запоминания ролей, мы подбираем такие кукольные спектакли, в которых присутствует небольшое количество слов и ограниченное число персонажей. Особенно нравятся детям такие спектакли, как «Колобок», «Теремок», «Репка». Большим успехом у юных зрителей пользовался и кукольный спектакль – инсценировка детских стихотворений. Огромное удовольствие дети получают от одной мысли, что они тоже артисты! Как горят их глаза, как радостно они улыбаются в ответ на бурные аплодисменты благодарным зрителям!

Театрализованные представления – это всегда совместное творчество взрослых и детей. «Большие роли», которые не под силу детям исполняют специалисты центра. Среди наших сотрудников есть уже «штатные» исполнители таких ролей, как Баба Яга, Весна, Осень, Снежная королева, Кот Базилио и Лиса Алиса, Красная шапочка, Буратино. Творчество сближает детей и взрослых, позволяет устанавливать доверительные отношения между ними, расширяет кругозор детей, знакомит их с народным творчеством. Одна только подготовка костюмов занимает немало времени. Это позволяет объединить детей в коллектив единомышленников, более полно раскрывает их способности, поднимает самосознание. Для подготовки кукольных спектаклей и театрализованных представлений широко используем индивидуальные и групповые формы работы.

Многолетнее наблюдение показывает, что результатом участия детей в этих театрализованных представлениях является: снижение уровня тревожности и агрессивности у детей; формирование более адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций; стабилизация психоэмоционального состояния детей; становление новых моделей поведения в процессе общения со сверстниками; четкое представление об этических принципах.

Методист Путинцева В.Е.

Муз. руководитель Падерина Л.С.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *