Здесь все индивидуально. Однозначно нельзя сказать. Если у ребенка серьезные проблемы с речью – то не могут. Нужны специалисты и специальное оборудование.
Например, для постановки некоторых звуков используются постановочные логопедические зонды. В иных случаях необходимо предварительно подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков .
Тем не менее, родители иногда пытаются самостоятельно заниматься с ребенком. Прежде чем приступить к самостоятельной работе, рекомендуем хотя бы разовую консультацию логопеда. И если у ребенка нет проблем со слухом, запас слов соответствует возрасту, речь четкая, но имеется дефектное произношение одного или нескольких звуков, то можно попробовать справиться самостоятельно.
Важно придерживаться следующих правил:
*нельзя «сюсюкать», т.е. говорить «лепетным» языком;
*желательно чтобы речь родителей была четкой, плавной, умеренной по темпу;
*не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами;
*ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздражаться;
*полезно читать детям стихи, сказки, соответствующие их возрасту;
*очень важно развивать мелкую моторику пальцев рук,
*делать массаж ладошек, уделяя особое внимание зонам подушечек на пальцах, т.к. это напрямую связано с развитием речи.
Если у ребенка заикание, алалия, дизартрия или какие – то еще более серьезные речевые нарушения, то коррекционную работу должен проводить логопед – чаще всего совместно с другими специалистами.