Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Шушенский"

Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Шушенский"

КГБУ СО "КЦСОН "Шушенский" 662712, Красноярский край, пгт Шушенское, ул.Первомайская, 48

Игровая логопедия

Большинство родителей задаются вопросами о развитии речи детей. Зачастую, если у ребенка все в порядке с физическим, психическим здоровьем, то следующий вопрос родителей касается именно развития ребенка, развития речи.

Счастливые родители с нетерпением ждут первые слова малыша, как вскоре он будет рассказывать стихи родственникам на праздники, рассказывать о своем дне. Однако многие ребята упорно молчат. Тогда родители и начинают искать способы разговорить молчуна.

Навык правильной речи формируется с самого раннего детства на основе примера речи мамы, папы, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер. Однако важно создать также необходимые условия для развития речи ребенка.

На что стоит обратить особое внимание?

  • Старайтесь говорить с неговорящим ребенком медленно, четко и коротко. Достаточно произнести фразу из двух-трех слов. Так ребенку будет проще понять смысл просьбы.

    Пример: «Ванечка, принеси, пожалуйста, синий мячик из-под дивана» — «Дай мяч».

  • Не сюсюкайте и не искажайте слова, ребенку важно слышать правильное произношение и соотносить слово и предмет.

  • Пример «Бибика – машина», «ти мой холосенький – ты мой хороший».

  • Сократите время просмотра телевизора и планшета до минимума. Экранная речь не подразумевает диалог, а в большинстве случает артикуляция героев не соответствует человеческой. В момент просмотра мультфильма речевые навыки у ребенка не развиваются.

  • Играйте вместе с ребенком, комментируйте его действия. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра. Через игру дети овладевают новыми знаниями, правилами, расширяют словарный запас, оттачивают навыки ведения диалога и комментирования.

  • Старайтесь во время разговора и просьб находиться на уровне глаз ребенка, так вы точно поймете, что ребенок вас услышал, а ребенок в свою очередь будет видеть, как вы разговариваете.

Но бывает так, что родители следуют всем рекомендациям, а ребенок все равно молчит. В этом случае родителю стоит прибегнуть к помощи специалиста.

Случается также, что некоторые логопеды не берут ребенка без активной речи на занятия, рекомендуют ждать до трех-четырех, до появления речи, ведь их непосредственная работа заключается в работе со звуками. В этом тоже есть доля правды. Традиционный логопед исправляет звукопроизношение, вводит звуки так, чтобы ребенок не пропускал их при разговоре, учит находить эти звуки в словах. То есть работает с уже говорящими детьми. Но что делать, если малыш совсем молчит? 

В таком случае мама может обратиться в службы ранней помощи, ведь ждать – не всегда выход. Службы ранней помощи занимаются развитием ребенка от самого рождения и до достижения 3-летнего возраста. Логопед, или, как его называют в службе ранней помощи – специалист по ранней коммуникации, проанализирует ситуацию, проведет свою диагностику и подскажет маме, условия в которых ребенок захочет использовать речь, в каком направлении работать сейчас, какие предречевые навыки формировать.

В нашем центре специалисты по ранней коммуникации владеют технологией игровой логопедии. Как мы говорили ранее, с ребенком в раннем детстве важно много играть. Занятия с семьей и ребенком выстроены таким образом, чтобы ребенку было интересно, он не переутомлялся.

Методика заключается в изучении жестов через игру. Каждому жесту соответствует своя игра и свой звук. Специалист создает условия для стимуляции речи, в которых обучает сначала ребенка выполнять жесты и повторять звуки, а затем передает ведущую роль родителю для закрепления, ведь большинство времени ребенок проводит дома. Когда ребенок владеет 4-5 жестовыми звуками, специалист поможет составить первые слова малыша. Опора на жест позволяет ребенку понимать, напоминать себе, какой звук использовать, помогает проговорить слово полностью. В этом случае у ребенка не будет путаницы в слогах, как например – бобака, он будет полностью договаривать слово, не упуская окончания. Со временем ребенок самостоятельно откажется от жестов, но всегда сможет напомнить себе их.

Занятия по этой методике можно начинать с ребятами с 1,5 лет. Важно помнить, что занятия с детьми до трех лет проводятся не за столом, а на полу, в игре.

Главное правило – сохраняйте спокойствие рядом с малышом. Когда ребенок долго не говорит, это может раздражать, вам может даже казаться, что он отстает не только в речевом развитии.

Понаблюдайте за ребенком и в случае, если самостоятельные развивающие занятия не дали никакого результата в течение 1-2 месяцев, при условии, что они проходили часто и регулярно, обратитесь к специалисту за помощью. Специалист по ранней коммуникации объективно оценит речевое развитие малыша и даст вам четкие рекомендации, что делать дальше, а при необходимости направит к другим специалистам.

Скобелина Ольга Игоревна

логопед Службы ранней помощи,

РОО «Красноярский центр лечебной педагогики»

РОО «Красноярский центр лечебной педагогики»

660112, г.Красноярск, ул. Воронова, д.27, пом.300. 

https://kras-kids.ru/roditelyam/pomoshch-v-krae/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *