Специалисты Службы ранней помощи отделения социальной помощи семье и детям приняли участие в проекте «Профессиональное сообщество за использование научно-доказанных подходов» в рамках которого прошли дистанционное обучение на курсе «Специфика работы специалиста ранней помощи, как трансдисциплинарного специалиста».
Данный проект направлен на оказание помощи именно в раннем возрасте. На сегодняшний день тема развития услуг ранней помощи является наиболее актуальной. Это связано с тем, что ребенок в возрасте от 0 до 3 лет еще не посещает или не в полной мере посещает дошкольные образовательные учреждения. Основная масса детей этого возраста взаимодействует с родителями в домашних условиях. Как известно, в первые годы жизни закладывается основа для будущего развития ребенка. К сожалению, с каждым годом увеличивается число детей, развитие которых не соответствует нормативным показателям. Основными причинами для этого могут быть физические нарушения, неблагоприятная окружающая среда, некомпетентность или занятость родителей и т. д. Развитие таких детей происходит медленно или нетипичным образом. Часто причина трудностей остается неизвестной и семья нуждается в квалифицированной помощи. Если ребенок уже имеет ограничения жизнедеятельности (инвалидность) и поставленный диагноз (ДЦП, ОНР, ЗПР и др.) и семья не получает помощь специалистов, то нарушения этого ребенка могут стать еще более тяжелыми. Если ребенку и его окружению не оказывать комплексную помощь, в будущем это может привести к ограничению жизнедеятельности во всех областях (самообслуживание, общение, посещение образовательного учреждения, игра и т.д.) В целях повышения эффективности и качества работы с семьей широко внедряется трансдисциплинарный подход, основанный, а первую очередь, на партнерском отношении семьи и специалиста.
Трансдисциплинарный специалист – это основной специалист, который отвечает за развитие отношений в семье, оказывает эмоциональную поддержку, обеспечивает знания по вопросам здоровья и развития, планирует цели ранней помощи и содействует их реализации, включая родителей в этот процесс.
Именно родители являются самыми близкими людьми, с которыми ребенок раннего возраста находится наибольшую часть своей жизни. Именно дома он обучается в естественных жизненных ситуациях. Малыш учится, наблюдая за взрослыми людьми, осваивая различные навыки в повседневных делах. Прием пищи, прогулка, купание, игра — в эти моменты происходит взаимодействие и развитие ребенка. Если возникают трудности в протекании рутин, необходимо разобраться и найти причину. Именно тесное взаимодействие семьи и трансдисциплинарного специалиста поможет своевременно увидеть нарушения и их исправить, а при необходимости обратиться к другим узким специалистам. Результатом работы такого подхода является развитие самостоятельности и независимости ребенка, поддержка и повышение компетентности родителей, включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов семьи.
Благодаря участию в данном проекте специалисты СРП учреждения приобрели новые и полезные знания о специфике работы трансдисциплинарного специалиста, о важности включение семьи в процесс развития ребенка. Родители, мотивируемые на поиск правильных решений, чувствуют поддержку и верят в то, что они не одни, и что обязательно получат помощь, а это значит, что им станет легче преодолеть трудности.
В процессе обучения по данной программе у всех участников была возможность делиться опытом с другими коллегами. Уникальность данного проекта заключается и в том, что все обучающиеся – это специалисты разного профиля (логопеды, психологи, специалисты по реабилитации и др.), и у всех была возможность получить ценные рекомендации друг от друга.
Обучение длилось с июня 2021 года по май 2022 года и состояло из шести модулей, на которых были изучены такие темы, как:
— «Возрастные нормативы становления навыков детей в раннем возрасте»;
— «Технология оказания ранней помощи детям и семьям на основе трансдисциплинарного подхода – проведение первичной встречи»;
— «Технология проведения оценочных процедур для разработки программы помощи на основе трансдисциплинарного подхода»;
— «Технология оказания ранней помощи детям и семьям на основе проведения домашних визитов»;
— «Практические приемы улучшения функционирования ребенка раннего возраста с нарушениями развития в ежедневных жизненных ситуациях»;
— «Практические приемы улучшения развития ребенка раннего возраста с нарушениями развития в разных областях».