Подгрупповые занятия – это одна из форм работы, логопеда отделения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Основная цель подгрупповых занятий – это первоначальное закрепление (автоматизация) поставленных звуков в различных фонетических условиях. Занятия проводятся с небольшой группой детей 3-5 человек, при этом у детей сходные нарушения в речи либо в звукопроизношении.
Для большей эффективности коррекционной работы логопед свободно размещает детей на занятии, тщательно продумывает занятия, чтобы детям было интересно и они не устали.
Уже поставленный у ребенка звук, еще очень хрупкий и его необходимо автоматизировать, а это значит ввести его в слоги, в слова, в предложения, в связную речь. Автоматизация поставленного звука проводится в строгой последовательности: в слогах (прямых и обратных), в словах (в начале слова, середине, конце), в предложениях, в чистоговорках, зарифмовках, скороговорках, в коротких рассказах, в связной речи.
Один из более интересных этапов – автоматизация в чистоговорках, скороговорках. Чистоговорка – это речевой ритмичный материал, в котором содержатся сложные сочетания звуков и слогов. Чистоговорки помогают ребенку в освоении интонации и развитии у них чувства ритма.
При автоматизации звуков чистоговорки произносятся громко и тихо, с разной интонацией, в разном темпе, изменяя логическое место ударения, разным по тембру голосом. При этом у детей усиливается внимание, повышается интерес, и дети становятся более активными.
Данная информация – это лишь малая часть развития речи на материале чистоговорок. Главное, не воспринимать занятия как тяжелый труд. Желательно получать удовольствие от общения с детьми и никогда не терять чувство юмора!