К полугоду у ребенка появляется лепетная речь – он произносит отдельные звуки, слоги – все это он повторяет за мамой.
К концу доречевого периода — невербальные формы общения ребенка с окружающими. Общение осуществляется при помощи обеих рук. Ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки.
К году ребенок говорит от 8 до 10 простых слов: мама, папа, баба, дай, на. Именно в этот период заканчивается раннее речевое развитие и начинает формироваться моторная речь.
После полутора лет ребенок путем подражания легко произносит знакомые и незнакомые слова. Интенсивное развитие речи обычно начинается со второй половины второго года жизни. До одного года шести месяцев ребенок произносит около 30 простых по звуковому составу слов. В два года — 200 слов. К трем годам в речи ребенка насчитывается до 1200 – 1500 слов. Такое развитие считается нормой .
Но происходит это лишь тогда, когда родители постоянно общаются с ребенком, рассказывают ему сказки, поют колыбельные песенки.
Очень большая проблема сегодня – живую речь все больше заменяют гаджеты. Если здоровый ребенок в 2,5 – 3 года не владеет фразовой речью и, в лучшем случае, говорит отдельные слова, у него задержка речевого развития, и это надо лечить .
Первая и самая основная причина ее – это повреждение головного мозга. Но подобные отклонения диагностируются сразу. Врачи наблюдают за ребенком и проводят необходимое лечение.
Но есть категория детей, которые рождены абсолютно здоровыми. Чаще всего причиной ЗРР является чрезмерное увлечение родителей механическим звуком, т .е . звуком из телевизора, компьютера, планшета, телефона. У детей, которые смотрят много мультфильмов или постоянно играют с поющими-говорящими игрушками, хорошо развивается пассивная речь, но их собственная, активная, при этом не формируется. Нельзя допускать, чтобы телевизор работал фоном в том помещении, где проводит время малыш. Если вы заметили, что развитие малыша не соответствует возрастным нормам, обратитесь к специалисту. Первичный прием проводит врач и невролог. Если проблема лишь с речью – консультация логопеда. В случае задержки активной и пассивной речи без проблем со слухом, ребенку порекомендуют обследование для исключения или подтверждения задержки психического развития или РАС.